Дополнительная образовательная программа Скорочтение

НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ДЕТСКИЙ САД - ПОКОЛЕНИЕ»
(АНО «ДЕТСКИЙ САД - ПОКОЛЕНИЕ»)
ИНН 6673151237, КПП 668601001, ОГРН 1069600013450, р/с 40703810116110115717 в Уральском банке
ПАО «Сбербанк России», к/с 30101810500000000674, БИК 046577674
620042, г. Екатеринбург, пер. Осоавиахима, 103
Тел./факс: 333-86-37, e-mail: detsad232@bk.ru

Принято решением
Педагогического совета
Протокол № 5/2022
«30» июня 2022 г

УТВЕРЖДЕНО
Директором АНО «Детский сад – ПОКОЛЕНИЕ»
А.М. Екимова ______________________
«30» июня 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ
«СКОРОЧТЕНИЕ»

г. Екатеринбург
2022 г.

Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ............................................................................................................................ 3
1.1

Паспорт программы дополнительного дошкольного образования...................................... 3

1.2

Пояснительная записка ............................................................................................................ 4

1.3

Цель и задачи, принцип реализации программы ................................................................... 5

1.4

Ожидаемые результаты освоения образовательной программы.......................................... 6

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ................................................................................................. 7

2.1.

Содержание программы дополнительного образования по Скорочтению ......................... 7

2.2.

Формы и методы проведения занятий. ................................................................................... 8

III.
3.1.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ............................................................................................ 21
Условия реализации программы дополнительного образования по Скорочтению ......... 21

3.2. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
учащихся. ............................................................................................................................................ 22
3.3.

Календарно-тематическое планирование ............................................................................. 23

2

I.
1.1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Паспорт программы дополнительного дошкольного образования

Наименование программы

Программа дополнительного дошкольного образования

Направленность ДОП

Дошкольное образование

Возраст воспитанников

От 6 до 7 лет

Нормативно-правовой
основой
для разработки
образовательной программы
являются

Образовательная программа дополнительного образования
является нормативным документом, регламентирующим
содержание образования, деятельность педагогического
работника и разработана в соответствии с:
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012
г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Концепцией развития дополнительного образования детей,
Утвержденной распоряжением Правительства российской
Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.;
Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. №
196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
Примерными требованиями к содержанию и оформлению
образовательных программ дополнительного образования
детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12. 2006
г. № 061844);
СП 2.4.3648-20, утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Образовательная программа дополнительного образования
(далее по тексту Программа) - стратегия психологопедагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации, развития личности дошкольников.
В Программе содержится материал для организации
дополнительного образования в группах АНО «Детский сад
– ПОКОЛЕНИЕ».
Реализация Программы осуществляется за рамками
основной образовательной программы на платной основе в
форме кружковой, секционной работы.

Аннотация
ДОП

содержания

3

1.2

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Скорочтение» составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования, на основе авторской методики по скорочтению
Ш. Ахмадуллина и рассчитана на
детей 6-7 лет.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для
учащихся. Курс рассчитан на 1 занятие в неделю, всего 33 занятия в год.
Программа курса «Скорочтение» реализовывается в рамках «Системы дополнительного
образования» в соответствии с образовательным планом.
При составлении программы использованы авторские теоретические и практические
материалы.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что у воспитанников отмечается

низкая скорость чтения, они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют,
переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их, искажают звуковой
состав слов - это, в большинстве случаев, затрудняет понимание прочитанного.
Немаловажное умение для ребѐнка - это умение постигать информацию эффективно, с
высоким уровнем освоения содержательных глубин текста. Это умение становится особенно
востребованным на этапе школьного обучения, когда материал по изучаемым учебным
дисциплинам становится объемным. Именно поэтому внедрение технологий обучения
скорочтению на ступени дошкольного обучения становится оправданным. Владея навыками
скорочтения, будущий школьник сможет безболезненно ориентироваться в резко увеличившемся
объеме учебной информации, а это одно из условий успешной адаптации обучающихся при
переходе на новую ступень образования.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в полной мере
получить знания не только по быстрому чтению, но и улучшить зрительную и слуховую память, а
также развить свою речь. За счет выполнения разнообразных упражнений концентрируется
внимание, расширяется поле зрения, синхронизируются оба полушария. Более того, сам механизм
чтения и восприятия прочитанного, подскажет, как стать по-настоящему грамотным читателем и
успешнее осваивать большие объемы информации.
В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От
этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность ребѐнка. От
скорости чтения зависит также процесс развития. Поэтому навык скоростного чтения должен быть
сформирован еще в дошкольном детстве, или начальной школе.

4

1.3

Цель и задачи, принцип реализации программы

Цель программы: создание условий для эффективного обучения быстрому чтению,
повышения скорости чтения; формирование навыков быстрого и устойчивого восприятия
большого объѐма информации, развитие интеллектуальных и творческих способностей в их
взаимосвязи друг с другом.
Задачи программы:
- освоение приѐмов и техник скорочтения;
- развитие памяти и внимания;
- улучшение понимания прочитанной информации;
- развитие речи;
- развитие познавательной и творческой активности, интеллектуальных способностей;
- совершенствование умения ориентироваться в постоянно-меняющемся информационном
потоке;
- создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей воспитанников;
- развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на
другое задание;
- формирование практических навыков по скорочтению, умственной и психологической
деятельности;
- развитие концентрации внимания.
Основными принципами работы программы являются:
- учет современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность:
- системно-деятельностный подход:
- управляемость образовательным процессом.
Принципы обучения:
- принцип сознательности, творческой активности, самостоятельности ребѐнка при руководящей
роли педагога;
- принцип наглядности, единства конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального,
репродуктивного и продуктивного обучения скорочтению, улучшению зрительной и слуховой
памяти, как выражение комплексного подхода;
- принцип связи обучения с жизнью;
- постоянный поиск новых форм работы и совершенствования технологии.
- один из самых главных принципов обучения скорочтению - постоянно держать ребенка на
грани еговозможностей.
Продолжительность программы:
Данная программа рассчитана на 1 год обучения для воспитанников 6-7 лет по одному
занятию в неделю. Каждое занятие рассчитано на 30 минут.
Программа рассчитана на воспитанников, которые уже умеют читать про себя. Это значит,
что небольшой текст (на полстраницы, страницу) ребѐнок может прочитать и пересказать.
Рассказать из текста основные моменты либо ответить на вопросы по тексту.
Принципы построения занятий:
- от простого к сложному;
- наращивание темпа выполнения заданий;
- смена разных видов деятельности.

5

1.4

Ожидаемые результаты освоения образовательной программы

В результате освоения образовательной программы у детей будет:
- увеличение скорости чтения;
- освоение техник запоминания материала, улучшение качества запоминания и понимания
прочитанного;
- активизация высших психических функций;
- расширение поля зрения;
- освоение алгоритма рационального чтения;
- более высокий уровень концентрации и распределения внимания;
- развитие памяти: зрительной, слуховой, двигательной, фотографической, логической и других;
- синхронизация обоих полушарий;
- совершенствование мышления;
- развитие артикуляции и моторики.
Основной показатель качества освоения программы - увеличение скорости чтения и
быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост обучающегося, его самореализация
и определение своего места в детском коллективе.

6

II.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание программы дополнительного образования по Скорочтению
Программа состоит из двух частей. Первая часть - теоретическая, вторая - практическая
(тренинговая).
Теоретическая часть содержит достаточно много советов, которыми нужно будет
пользоваться во время выполнения тренинговой части.
Вторая часть представляет собой тренинг, который состоит из нескольких шагов.
Выполнение этих шагов позволит обучающемуся овладеть скорочтением.
Чтобы добиться результатов, необходимо четко выполнять задания тренинга, проходить
все тесты по указанному плану.
Приемы и методы обучения:
- словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение
- наглядные: демонстрация
- практические: упражнения, выполнение графических записей
- аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ
Данная программа предполагает тесную теоретическую связь с практикой.
Важным аспектом выполнения программы является обеспечение комфортных условий на
занятиях.

7

2.2. Формы и методы проведения занятий.
Теоретическая часть.
До того как приступить к самому тренингу, необходимо изучить упражнения, чтобы
контролировать правильное их выполнение воспитанником.
Главное - знать, как правильно эти упражнения выполнять, доходчиво объяснить
обучающемуся методику их выполнения. Для этого необходимо понять, что и как делать. После
того как будут изучены упражнения, нужно приступать к прохождению тренинга. В среднем
тренинг будет занимать 1 занятие в неделю. Задача - следить за тем, чтобы сохранялся высокий
темп выполнения упражнений, тренинг проходил динамично, а мозг воспитанника быстро
переключался. Именно в быстром переключении кроется невероятная эффективность этого
тренинга.
На первом занятии измеряем начальную скорость чтения воспитанника. Это очень важно.
И, сооответственно, на последнем - конечную. Тексты очень похожи. После прочтения
обучающийся отвечает на вопросы, приведенные в конце. Вопросы нужны, чтобы определить
понимание прочитанного. Если ребѐнок прочел текст и не понимает его, в таком чтении нет
смысла. В тренинге, кроме увеличения скорости чтения, мы еще и работаем над увеличением
понимания. Можно пойти еще дальше: после того как воспитанник ответил на вопросы к тексту,
попросить его сделать краткий пересказ.
Занятия лучше всего проводить в одно и то же время, чтобы это у обучаемого вошло в
привычку. После прочтения первого контрольного текста, первоначально у ребенка необходимо
создать мотивацию, пообещав ему за увеличение скорости чтения, например в 2 раза, какойнибудь приз, что позволяет ребѐнку почувствовать себя спортсменом, который добивается
объективных результатов. При прохождении тренинга важно не критиковать ученика.
Упражнения на внимание
Струп-тест - это последовательность слов, описывающих цвета. Например, слова
зеленый, красный, синий, фиолетовый и т. д. записаны разными цветами, при этом цвет слова не
соответствует цвету, этим словом обозначаемому. То есть слово зеленый желтого цвета, слово
красный - зеленого. Обучаемому нужно внимательно читать про себя и называть не слово, которое
написано, а цвет, которым это слово написано.
Лабиринты. При выполнении данного упражнения важно, чтобы обучающийся не помогал
себе пальцем или указкой. Он должен лишь при помощи глаз искать выход из лабиринта, либо
соответствие какой-нибудь букве или цифре, в зависимости от того, каково задание. Лабиринты
также очень сильно тренируют внимание, заставляют ребенка напрягать его по максимуму.
Делаем лабиринты как в прямом, так и в обратном порядке. Лабиринты будут повторяться, и это
позволит развить и зрительную память.
Упражнение «Большие и малые числа».
Необходимо найти цифры от 1 до 99. Все числа написаны разным шрифтом, они разного
размера, и мозгу ученика приходится очень быстро перестраиваться, чтобы выполнить данное
упражнение. Обучающийся понимает, что характеристики шрифта - ширина, высота, начертание,
угол наклона - меняются и единственным критерием для правильного ответа является форма
написания (один пишется так-то, два так-то).
Упражнение «Разноцветные числа». Одна из вариаций «Больших и малых чисел», но
проще. Здесь необходимо искать числа по порядку, чередуя цвет: 1 белое (серое), 1 черное, 2 белое
(серое), 2 черное и т. д.
Тексты для скорочтения.
Навык не читать отдельные слова по буквам, а воспринимать их целостно, хорошо
развивают специальные тексты для быстрого чтения. Все они отличаются нестандартной подачей
материала и заставляют наш мозг отступить от привычных шаблонов, формируя новые нейронные
связи.
Для детей быстрочтение с помощью таких текстов превращается в игру. Ребенка легко
увлечь, организовав соревнование с наградами или тренируясь на время. Некоторые из материалов
можно подготовить самостоятельно — например, вырезать «решетку» из бумаги
соответствующего формата и накладывать ее на страницы обычных книг.
Упражнения на расширение поля зрения.
8

Для того чтобы увидеть достаточно большой объем информации, обучаемому необходимо
видеть ясным взором большую область. Это называется «пятно ясного видения». Одно из лучших
упражнений для увеличения пятна ясного видения - это таблицы Шульте. Таблица Шульте
состоит из чисел, расположенных в произвольном порядке. Есть разные интерпретации: от 3*3
(для маленьких детей) до 4*4 и 5*5.
При работе с таблицей Шульте нужно расположить ее так, чтобы расстояние до глаз в 3-4
раза превышало длину ее стороны. То есть если сторона таблицы равна 10 см, то требуемое
расстояние составит 30-40 см.
Необходимо, сконцентрировавшись на центре таблицы, боковым зрением находить цифры
от 1 до 25.
Помимо черно-белых карточек, есть также варианты другого цвета — например, красночерные таблицы Горбова - Шульте, которые часто используются в школах скорочтения для
взрослых и детей. Принцип работы с ними аналогичен: не искать цифры, перебирая их глазами, а
стараться увидеть таблицу целостно, замечая нужную ячейку периферическим зрением.
В процессе тренировки движение глаз будет уменьшаться. Конечно, полностью его
исключить невозможно, но воспитанники смогут свести эти движения к минимуму, потому что
пятно ясного видения у них будет большим. Это говорит о том, что данный навык хорошо
тренируется и очень важно делать это упражнение честно, особенно на начальных этапах.
Честность обучаемого во многом зависит от педагога, потому что если сильно давить на ребѐнка,
есть вероятность, что ему захочется обмануть, показать, что он делает лучше, чем на самом деле.
Очень важно дать понять ребѐнку следующее: чем честнее он выполнит упражнение, тем более
высоких результатов достигнет.
Следующее упражнение — на расширение горизонтальной и вертикальной составляющей
пятна ясного видения, так называемые Клиновидные таблицы.
Цель этого задания - глядя на центральную линию, при каждом движении взгляда увидеть
цифры или буквы, которые находятся по разным сторонам. Тем самым расширяется поле зрения.
При ошибке необходимо вернуться на два шага назад и продолжать
Упражнения на синхронизацию обоих полушарий.
Третий блок упражнений — это упражнения на одновременную работу обоих полушарий
мозга. То есть, если левое полушарие - это последовательность, логика и структура, то правое
полушарие - это интуиция, воображение, образы и т.д.
Заставляя синхронно работать оба полушария мозга, можно получать состояние
сверхобучаемости, в котором процесс обучения проходит намного легче и намного эффективнее.
Поэтому в программу внедрено большое количество упражнений на одновременную работу обоих
полушарий мозга.
Рисование обеими руками.
Обучающемуся необходимо нарисовать рисунок двумя руками. Очень важно не давить на
него. Ребѐнок показывает хороший результат, если у него получается на 30-40-50 %. Это тот
уровень, на котором нужно поддерживать достигнутый результат.
Упражнение «Алфавит» также синхронизирует оба полушария мозга. Выполнять его
необходимо следующим образом: обучающийся произносит громко верхнюю букву в паре и
поднимает, соответственно, правую руку, если снизу буква П, и левую руку, если снизу буква JI.
Если же это буква О, то одновременно обе руки. В более сложной интерпретации необходимо
поднимать еще и соответствующую ногу.
Упражнение «Устный счет». Необходимо быстро считать в уме и громко произносить
ответы. Начинаете решать примеры с любого места. Время решения — 1 минута.
Чтение с указкой
При выполнении чтения в тренинге необходимо читать с помощью указки, ведя ручкой
или карандашом под читаемым текстом и избегая возвратных движений. При этом неважно,
читает ли воспитанник вслух или про себя. Указку он ведет непрерывно, не останавливаясь, и
постоянно ускоряет свои движения.
В процессе обучения очень важно, чтобы у ребенка накапливались победы: чем больше
побед, тем более уверенным человеком он будет и лучшие результаты получит.
Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)
Дыхательные упражнения
Чтение на выдохе 15 согласных букв одного ряда (звуками).
Работа со скороговорками и чистоговорками
9

Во время проговаривания всех скороговорок и чистоговорок звуки должны произноситься
чѐтко, ясно, не торопясь. Соединять скороговорку с различными движениями пальцев: играем
пальцами «на пианино»; загибанием пальцев правой и левой руки; с щелчками пальцев левой и
правой руки.
Скороговорки и чистоговорки необходимы для отработки чистоты произнесения звуков,
для выработки правильного дыхания, чувства ритма и для создания радостного настроения.
Практическая часть
Тренировочный текст первый (373 слова)
«Волки, улитки и осы».
(Французская народная сказка)
Раз волк шел по лесу и наступил на улитку. В те времена животные еще умели говорить
как люди. Вот улитка ему и сказала:
- Какой ты злой, волк! Зачем топчешь ногами слабых? И чем гордишься? Захочу, так
побегу быстрее тебя. Давай побьемся об заклад, что ты и твои приятели волки запыхаетесь,
догоняя меня!
- Это тебя-то не догнать, убогая?
- Да, меня, волк. Приходи сюда вместе со своими собратьями завтра с восходом солнца, и
посмотрим, кто из нас первый добежит до берега Гаронны.
- Хорошо, придем, убогая.
Волк продолжал путь. Не прошел он и двадцати шагов, как наступил на осиное гнездо.
- Какой ты злой, волк, зачем топчешь ногами слабых? Мы, осы, малы, но тебя не боимся.
Хочешь, побьемся об заклад, что мы утопим и тебя и твоих приятелей волков?
- Это вы-то, мелюзга этакая?
- Да, мы, волк. Приходи сюда вместе со своими собратьями завтра, когда взойдет солнце, и
посмотрим, много ли нам понадобится времени, чтобы утопить вас в Гаронне!
- Хорошо, придем.
Волк тотчас же пошел предупредить своих. А улитка сказала осам:
- Подружки, оповестите весь ваш осиный народ. Мои улитки тоже все непременно
соберутся на зов. Спрячьтесь в ветвях ив, что растут на берегу Гаронны. Мы пригоним вам волков,
а вы в удобную минуту нападите на них и жальте, пока они не бросятся в воду.
- Хорошо, улитка, будет сделано.
И осы улетели, чтобы исполнить то, что обещали. А улитка разместила своих подружек на
всем пути до берега Гаронны, через каждые пять шагов по улитке.
На другое утро с восходом солнца волки и улитка были уже на том месте, откуда решено
было начать бег.
- Ты здесь, улитка?
- Здесь, волки. Начнем!
Волки помчались галопом. На бегу они кричали:
- Где ты, улитка?
- Здесь, волки, - отвечали улитки, расставленные по дороге через каждые пять шагов.
Когда волки добежали до берега Гаронны, осы тучей вылетели из листвы ив и, напав на
зверей, принялись больно жалить их, громко жужжа:
- Сильнее! Сильнее!
Бедные волки кинулись в реку и не смели высунуть из воды ничего, кроме кончика морды.
- В нос, в нос! - жужжали осы, налетая на волчьи носы и усердно работая жалами. Волки
все утонули, а улитки и осы, очень довольные, воротились в лес.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Вопросы:
На кого вначале наступил волк?
На кого волк наступил во вторую очередь?
Как предложила посоревноваться улитка?
Как предложила посоревноваться оса?
Как называлась река, в которой оса хотела утопить волков?
На какую хитрость пошла улитка?
В листве какого дерева прятались осы?
Что принялись делать осы, когда волки попали в реку?
10

9. Какому народу принадлежит сказка?
10. Как называется сказка?
Завершающий текст (234 слова)
«Разделите так, как делили работу».
Старый учитель жил один. Ученики и ученицы его давно выросли, но не забывали своего
бывшего учителя. Однажды к нему пришли два мальчика и сказали: Наши матери прислали нас
помочь вам в хозяйстве.
Учитель поблагодарил и попросил мальчиков наполнить водой пустую кадку. Она стояла в
саду. Около нее на скамье были сложены лейки и ведра. А на дереве висело игрушечное ведерко,
маленькое и легкое как перышко, из него в жаркие дни учитель пил воду.
Один из мальчиков выбрал прочное железное ведро, постучал по его дну пальцем и не
спеша направился к колодцу; другой снял с дерева игрушечное ведерко и побежал за товарищем.
Много раз мальчики ходили к колодцу и возвращались назад. Учитель смотрел на них из
окна. Над цветами кружились пчелы. В саду пахло медом. Мальчики весело разговаривали. Один
из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал со лба пот. Другой бежал с
ним рядом, расплескивая воду из игрушечного ведерка.
Когда кадка была наполнена, учитель позвал обоих мальчиков, поблагодарил их, потом
поставил на стол большой глиняный кувшин, доверху наполненный медом, а рядом с ним
граненый стакан, также наполненный медом.
- Отнесите эти подарки своим матерям, - сказал учитель.- Пусть каждый из вас возьмет то,
что заслужил.
Но ни один из мальчиков не протянул руки.
- Мы не можем разделить это, - смущенно сказали они.
- Разделите это так, как делили работу, - спокойно сказал учитель.
Вопросы:
1. К кому пришли помогать мальчики?
2. Кто их прислал помогать?
3. Что попросил сделать мальчиков учитель?
4. Какое ведро взял первый мальчик?
5. Какое ведро взял второй мальчик?
6. Как носил ведра первый мальчик?
7. Как носил ведра второй мальчик?
8. Как учитель решил отблагодарить мальчиков?
9. Как назывался текст, который ты прочитал?
10. Какие выводы ты можешь сделать?

11

Струп-тест

12

Таблицы Шульте

13

Тексты для скорочтения
Тексты для скорочтения бывают: с пропущенными буквами;
развернутые на 90 или 180 градусов;
с разорванными и сдвинутыми строчками;
с полосками, решеткой или другими «шумовыми помехами»

14

Клиновидные таблицы

15

Рисование обеими руками

16

Алфавит

17

Лабиринты

18

Устный счет

19

Упражнение на развитие подвижности речевого аппарата (артикуляцию и дикцию)
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну
большую свечку.
Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя
порциями. Задуйте каждую свечку.
Представьте, что перед вами именинный пирог. На нѐм много маленьких свечек. Сделайте
глубокий вдох и постарайтесь задуть, как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное
количество коротких выдохов.
Обрызгайте бельѐ водой. Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельѐ.
В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали
восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3
раза)
Отработка дикции.
Выдох со счѐтом. Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор. пока не
кончится воздух Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС КВМСПЛБШГРДБЛСТ ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
ФЩМЖДШХЧМКПБРВС ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
Скороговорки.
1. Водовоз вез воду из-под водопада.
2. Говори, говори, да не заговаривайся.
3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
5. Наш туда и туда и сюда.
6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
9. Летят три пичужки через три пусты избушки.
10. В один, Клим, клин колоти.
11. Каково волокно, таково и полотно
12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.
13. Либретто "Риголетто".
14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Чистоговорки
ай - ай - ай - авторучку дай. ам -ам -ам -песенка для мам.
ак - ак - ак - Сашенька - рыбак. ал -ал -ал - скоро ли вокзал?
ла - ла - ла - очень острая игла. лу - лу - лу - не валяйся на полу.
лы - лы - лы - наши девочки малышки. ло - ло - ло - прозрачное стекло.
да - да - да - там холодная вода.
ды —- ды —- ды —- выходи - ка из воды. ду - ду - ду - поскорей домой пойду.
де - де - де - подходить нельзя к воде.

20

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Условия реализации программы дополнительного образования по
Скорочтению
Занятия
проводятся в соответствии с рекомендуемыми продолжительностью
режимных моментов для возрастных групп, объемом учебной нагрузки с учетом требований
СанПиН, с учетом особенностей организации образовательного процесса ДО и каникулами.
Возрастная группа
6-7 лет

-

Количество занятий
в неделю
в год
1
33

Продолжительность
занятия
30 мин

Каждое занятие включает в себя упражнения определенной направленности:
упражнение на развитие артикуляции и дикции;
упражнения на внимание;
упражнения на расширение поля зрения;
чтение с указкой;
упражнения на синхронизацию обоих полушарий.
Формы организации учебного процесса: практическое занятие
Формы организации текущего контроля: замер скорости чтения
Материально-технические условия реализации программы
Наименования объектов, помещений
с перечнем основного учебного оборудования
1. Групповая комната:
Магнитно-маркерная доска
Ноутбук
Телевизор
Учебно-методическая литература
Наглядно-дидактические пособия: таблицы, схемы, образцы, тексты для чтения, рисунки для
запоминания, книги
Ручки, карандаши черно-грифельные и цветные, секундомер, стакан воды
Мебель
Столы, регулируемые по высоте
Стулья, регулируемые по высоте
Книжные шкафы
Шкафы для игрушек

Методическое обеспечение:
1. Ахмадуллин Ш. «Скорочтение для детей: как научить ребенка читать и понимать
прочитанное».- М.: Билингва, 2015.
2. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения». - М.: Творческая педагогика,
1993.
3. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». - М.: Просвещение, 1991.
4. Экгардт Р.Н. «Книга для обучения детей быстрому чтению». - Челябинск: Рекпол, 2011.
5. Узорова О., Нефѐдова Е. «Быстрое обучение чтению». - Астрель, 2002.
6. Федоренко И.Т. «Развитие оперативной памяти».

21

3.2.
Тематическое планирование с определением основных
деятельности учащихся.
№
п/п
1

Содержание
материала
Развитие
артикуляции и
дикции

Кол-во часов

2

Развитие
внимания

на каждом
занятии

3

Расширение поля
зрения

на
каждом
занятии

4

Синхронизация
обоих полушарий

на
каждом
занятии

5

Чтениес указкой

на каждом
занятии

на
каждом
занятии

видов учебной

Характеристика основных видов деятельности
обучающегося (на уровне учебных действий)
произносить звуки чѐтко, ясно, не торопясь;
соединять скороговорку с различными движениями
пальцев;
играем пальцами «на пианино», загибанием пальцев
правой и левой руки, с щелчками пальцев левой и
правой руки;
отрабатывать чистоту произнесения звуков, для
выработки
правильного дыхания, чувства ритма;
выполнять технику дыхательных упражнений.
внимательно читать про себя: управлять своим
вниманием; тренировать внимание;
быстро
перестраиваться,
чтобы
выполнить
упражнение.
видеть ясным взором большую область текста;
выделять в тексте самое важное и необходимое;
находить боковым зрением цифры; тренировать
движение глаз; расширять горизонтальную и
вертикальную
составляющую
«пятна
ясного
видения».
заставить синхронно работать оба полушария мозга;
овладеть техникой рисования двумя руками;
быстро считать в уме и громко произносить ответы;
соотносить букву-ногу и руку в ходе выполнения
упражнения
читать с помощью указки; избегать возвратных
движений при чтении; вести указку непрерывно, не
останавливаясь, постоянно ускоряя
свои
движения.

22

3.3. Календарно-тематическое планирование
Срок

Сентябрь

Сентябрь
Сентябрь

Тема учебного
занятия

Престижность
скорочтения.
Замер
стартовой
скорости чтения.
Определение
понимания
прочитанного.
Секретные
упражнения
скорочтении.
Расширение
поля
зрения. Тренировка
внимания.
Отработка дикции.
Чтение с указкой.

Кол-во
занятий

1

1

1

Содержание деятельности
Теоретическая
часть Практическая
часть
занятия/форма
занятия/форма
организации
организации
деятельности
деятельности
беседа
о
пользе чтение текста на время,
скорочтения
ответы на вопросы по
содержанию

сообщение о видах
упражнений и
техникой их выполнения
объяснение
техники
выполнения
тренингового
упражнения на
увеличение
«пятна
ясного видения»,
тренировку внимания,
особенности чтения с
указкой
объяснение
техники
выполнения
тренинговых
упражнений
на
тренировку
внимания
(«струп-тест»
и
«разноцветные числа»)

Сентябрь

Расширение
поля 1
зрения. Тренировка
внимания. Отработка
дикции. Чтение с
указкой.

Октябрь

Отработка дикции. 1
Чтение с указкой.
Расширение
поля
зрения.
Синхронизация
обоих полушарий.

объяснение
техники
выполнения
тренингового
упражнения
на
синхронизацию
обоих
полушарий (рисование
двумя
руками,
«алфавит»)

Октябрь

Тренировка
на 1
быстрое
переключение
внимания. Отработка
дикции. Чтение с
указкой. Расширение
поля зрения.

объяснение
техники
выполнения
тренингового
упражнения
на
тренировку
внимания
«Большие
и
малые
числа».

Октябрь

Расширение зрения.
Чтение с указкой.
Синхронизация
обоих полушарий.

объяснение
техники
выполнения
тренингового
упражнения на

1

23

пробный
тренинг
с
каждым
видом
упражнений
тренинг Шульте 3х3 (2
таблицы), чтение с
указкой 2 мин, 2
лабиринта, дыхательная
гимнастика (1 упр.),
скороговорка.

тренинг Шульте 3х3 (2
таблицы), чтение с
указкой
1
мин,
дыхательная гимнастика
(1 упр.), чистоговорка,
«струп-тест»,
«разноцветные
числа»
(прямой порядок)
тренинг Шульте 4х4 (3
таблицы),
рисование
двумя
руками
1
картинка,
«алфавит»
прямой порядок только с
руками - 1 блок, чтение с
указкой
3
мин,
дыхательная гимнастика
(1 упр.), скороговорка
Тренинг Шульте 3х3( 2
таблицы),
чтение
с
указкой
2
мин,
дыхательная гимнастика
(1 упр), скороговорка,
лабиринты (2 любых),
«большие и малые числа»
(любой порядок 3 мин.)
тренинг
«дыхательная
гимнастика» (1 упр.),
чистоговорка, чтение с
указкой
2
мин,

Отработка дикции.

расширение
горизонтальной
и
вертикальной
составляющей
«пятна
ясного видения»

Октябрь

Чтение с указкой.
Расширение
поля
зрения.
Тренировка
внимания.
Отработка дикции.

1

установка
на
соблюдение правильной
техники
выполнения
тренинговых
упражнений

Ноябрь

Расширение
поля
зрения.
Тренировка
внимания.
Отработка дикции.
Чтение с указкой.

1

установка
на
соблюдение правильной
техники
выполнения
тренинговых
упражнений

Ноябрь

Отработка дикции.
Чтение с указкой.
Тренировка
внимания.
Синхронизация
обоих полушарий.

1

установка
на
соблюдение правильной
техники
выполнения
тренинговых
упражнений

Ноябрь

Развитие зрительной
памяти.
Отработка дикции.
Чтение с указкой.
Тренировка
на
быстрое
переключение
внимания.
Расширение
поля
зрения.

1

установка
на
соблюдение правильной
техники
выполнения
тренинговых
упражнений

Ноябрь

Синхронизация
обоих полушарий.
Отработка дикции.
Чтение с указкой.
Расширение поля
зрения. Тренировка
внимания.

1

установка
на
соблюдение правильной
техники
выполнения
тренинговых
упражнений

Декабрь

Отработка дикции.
Чтение с указкой.
Развитие зрительной
памяти. Тренировка
внимания.

1

установка
на
соблюдение правильной
техники
выполнения
тренинговых
упражнений

Декабрь

Синхронизация

1

объяснение
24

техники

клиновидная
таблица
вертикальная 1 мин,
клиновидная
таблица
горизонтальная 1 мин,
рисование двумя
руками - 1 картинка
тренинг «дыхательная
гимнастика» (1 упр.),
скороговорка, чтение с
указкой - 2 раза по 3 мин,
клиновидная
таблица
горизонтальная 1 мин,
Шульте 3х3 (2 таблицы),
«струп-тест»
тренинг
«дыхательная
гимнастика» (1 упр.),
чистоговорка, чтение с
указкой - 1мин, Шульте
3х3
(2
таблицы),
«разноцветные
числа»
(прямой порядок и
обратный)
тренинг «дыхательная
гимнастика» (1
упр.),
скороговорка, чтение с
указкой - 2 раза пo l и 2
мин,
«алфавит»
обратный порядок только
с руками - 1 блок,
«струп- тест»
тренинг «дыхательная
гимнастика» (1
упр.),
чистоговорка, чтение с
указкой 3 мин, Шульте
5х5
(2
таблицы),
лабиринты - 2 любых,
«большие
и
малые
числа» прямой порядок-3
мин, «большие и малые
числа»
обратный
порядок - 3 мин
тренинг «дыхательная
гимнастика» (1
упр.),
скороговорка, чтение с
указкой 1 мин, Шульте
4х4 (3 таблицы), «струптест»,
«алфавит»
обратный порядок только
с руками - 1 блок
тренинг «дыхательная
гимнастика» (1 упр.),
чистоговорка, чтение с
указкой - 2 раза по 2 мин,
лабиринты - 2 любых,
«разноцветные
числа»
(обратный порядок)
тренинг «дыхательная

обоих полушарий
Отработка дикции.
Чтение с указкой
Тренировка
внимания.

Декабрь

выполнения
тренингового
упражнения
на
синхронизацию обоих
полушарий («алфавит» с
руками и ногами)

Тренировка
внимания.
Отработка дикции.
Чтение с указкой.
Расширение
поля
зрения.
Отработка дикции.
Чтение с указкой.
Синхронизация
обоих полушарий
Развитие зрительной
памяти. Тренировка
памяти

1

установка
на
соблюдение правильной
техники
выполнения
тренинговых
упражнений

1

установка
на
соблюдение правильной
техники
выполнения
тренинговых
упражнений

Январь

Расширение поля
зрения.
Отработка
дикции. Чтение с
указкой.

1

установка
на
соблюдение правильной
техники
выполнения
тренинговых
упражнений

Январь

Тренировка
на
быстрое
переключение
внимания.
Синхронизация
обоих полушарий
Отработка дикции.
Чтение с указкой.

1

установка
на
соблюдение правильной
техники
выполнения
тренинговых
упражнений

Январь

Развитие зрительной
памяти.
Синхронизация
обоих полушарий.
Увеличение «пятна
ясного
видения».
Отработка дикции.
Чтение указкой.
Тренировка
внимания.
Увеличение «пятна
ясного видения».
Синхронизация
обоих полушарий.

1

установка
на
соблюдение правильной
техники
выполнения
тренинговых
упражнений

1

Отработка дикции.
Чтение с указкой.

1

объяснение
техники
выполнения
тренингового
упражнения на
синхронизацию
обоих
полушарий
(«устный счет»)
установка
на
соблюдение правильной

Декабрь

Февраль

Февраль

25

гимнастика» (1
упр.),
скороговорка, рисование
двумя
руками
- 1
картинка,
чтение
с
указкой - 2 раза по 3мин,
«струп-тест», «алфавит»
обратный порядок с
руками и ногами - 1 блок
тренинг
«дыхательная
гимнастика» (1
упр.),
чистоговорка, чтение с
указкой 2 раза по
1 мин, «струп-тест»,
Шульте 4x4 (3 таблицы)
тренинг
«дыхательная
гимнастика» (1 упр.),
скороговорка, чтение с
указкой
2
мин,
рисование двумя руками
-1 картинка, «струптест», лабиринты - 2
любых
тренинг «дыхательная
гимнастика» (1
упр.),
чистоговорка, чтение с
указкой - 2 раза по 3
мин, клиновидная
таблица горизонтальная
2 раза и вертикальная по
1 мин.
тренинг «дыхательная
гимнастика» (1
упр.),
скороговорка, чтение с
указкой - 2 раза - 2 и 3
мин., «алфавит» прямой
порядок с руками и
ногами
1
блок,
«большие
и
малые
числа» прямой порядок 3 мин
тренинг «дыхательная
гимнастика» (1
упр.),
чистоговорка, чтение с
указкой 2 мин, лабиринты
- 2 любых, Шульте 4x4 (3
таблицы),
рисование
двумя руками-1 картинка
тренинг «дыхательная
гимнастика» (1 упр.),
скороговорка, чтение с
указкой 2 раза по 3 мин,
«струп-тест»,
Шульте
5x5
(2
таблицы),
«устный счѐт» 2 мин
тренинг «дыхательная
гимнастика» (1 упр.),

Февраль

Тренировка
на
быстрое
переключение
внимания.
Синхронизация
обоих полушарий.
Синхронизация
обоих полушарий.
Тренировка
внимания.
Отработка дикции.
Чтение с указкой.

техники
выполнения
тренинговых
упражнений

1

установка
на
соблюдение правильной
техники
выполнения
тренинговых
упражнений

Март

Расширение поля
зрения.
Отработка
дикции. Чтение с
указкой.
Синхронизация
обоих полушарий.

1

установка
на
соблюдение правильной
техники
выполнения
тренинговых
упражнений

Март

Быстрое
переключение
и
тренировка
внимания.
Отработка дикции.
Чтение с указкой.
Синхронизация
обоих полушарий.

1

установка
на
соблюдение правильной
техники
выполнения
тренинговых
упражнений

Март

Увеличение «пятна
ясного видения».
Отработка дикции.
Чтение с указкой

1

установка
на
соблюдение правильной
техники
выполнения
тренинговых
упражнений

Апрель

Синхронизация
обоих полушарий.
Отработка дикции.
Чтение с указкой
Тренировка
внимания.

1

установка
на
соблюдение правильной
техники
выполнения
тренинговых
упражнений

Апрель

Тренировка
внимания.
Увеличение «пятна
ясного видения».
Развитие зрительной
памяти.

1

установка
на
соблюдение правильной
техники
выполнения
тренинговых
упражнений

26

чистоговорка, чтение с
указкой 3 мин., «струп тест», «большие и малые
числа» прямой порядок 3 мин, рисование двумя
руками - 1 картинка
тренинг «дыхательная
гимнастика» (1 упр.),
скороговорка, чтение с
указкой 3 мин и 1 мин,
«алфавит»
обратный
порядок только с руками,
«струп-тест»
тренинг «дыхательная
гимнастика» (1
упр.),
чистоговорка, чтение с
указкой 3 мин, «устный
счѐт»
1
мин,
клиновидная таблица
горизонтальная 1 мин и
вертикальная 1 мин,
«алфавит»
обратный
порядок с руками и
ногами
тренинг «дыхательная
гимнастика» (1
упр.),
скороговорка, «большие
и малые числа» прямой
порядок
–
3
мин,
«разноцветные
числа»
(прямой порядок), чтение
с
указкой
1
мин,
«алфавит»
прямой
порядок с руками и
ногами
тренинг «дыхательная
гимнастика» (1 упр.),
чистоговорка,
Шульте
5x5 (2 таблицы), чтение с
указкой 2 и 3мин,
Шульте 4x4 (3 таблицы).
тренинг «дыхательная
гимнастика» (1
упр.),
скороговорка, рисование
двумя
руками
- 1
картинка
чтение
с
указкой 2 раза по 3 мин,
«устный счѐт» 2 мин,
«струп-тест»
тренинг «дыхательная
гимнастика» (1
упр.),
чистоговорка,
«разноцветные
числа»
(прямой порядок), чтение
с указкой 2 мин, Шульте
5x5
(2
таблицы),
лабиринты - 2 любых

Апрель

Тренировка
внимания.
Синхронизация
обоих полушарий.
Отработка дикции.
Чтение с указкой

1

установка
на
соблюдение правильной
техники
выполнения
тренинговых
упражнений

Апрель

Синхронизация
обоих полушарий.
Тренировка
внимания.
Увеличение «пятна
ясного видения».

1

установка
на
соблюдение правильной
техники
выполнения
тренинговых
упражнений

Май

Увеличение «пятна
ясного видения».
Быстрое
переключение
и
тренировка
внимания.
Синхронизация
обоих полушарий.

1

установка
на
соблюдение правильной
техники
выполнения
тренинговых
упражнений

Май

Работа с текстами с
применением техник
скорочтения

1

Май

Работа с текстами с
применением техник
скорочтения

1

Май

Контрольный замер
скорости чтения.
Определение
понимания
прочитанного.

1

Рекомендации и советы
по
оптимальному
использованию техник
скорочтения при работе
с текстом
Рекомендации и советы
по
оптимальному
использованию техник
скорочтения при работе
с текстом
Беседа о
пользе
тренинговых
упражнений

27

тренинг «дыхательная
гимнастика» (1 упр.),
скороговорка, чтение с
указкой 2 мин и 3 мин,
«струп-тест», рисование
двумя
руками
- 1
картинка
тренинг «дыхательная
гимнастика» (1
упр.),
чистоговорка, «алфавит»
прямой порядок с руками
чтение с указкой 2 раза
по 3 мин., «струптест», Шульте 5х5 (2
таблицы)
тренинг «дыхательная
гимнастика» (1
упр.),
скороговорка,
Шульте
5x5
(3
таблицы),
«большие
и
малые
числа» прямой порядок –
3 мин, «алфавит» прямой
порядок (с
руками),
«струп-тест»
Чтение
текстов
и
определение понимания
прочитанного
Чтение
текстов
и
определение понимания
прочитанного
Чтение текста на время.
Ответы на вопросы по
содержанию текста


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».